С 1 сентября 2025 года в Казахстане вступил в силу новый стандарт питания в образовательных организациях, который нацелен на улучшение качества питания школьников. Заместитель руководителя департамента санэпидконтроля Акмолинской области Сауле Садвакасова подчеркивает, что разработка нового меню велась при участии специалистов министерств здравоохранения и просвещения, а также международных организаций, таких как ЮНИСЕФ и ВОЗ.
Одним из главных направлений нового стандарта является сокращение потребления сахара и соли, а также увеличение доли овощей, фруктов и молочной продукции в рационе. Новые нормы предполагают, что для детей старше шести лет суточное потребление сахара должно составлять не более 15-21 грамма, что в 3,3-4,7 раза меньше предыдущих норм. Уменьшены также нормы соли с 8 до 3 граммов при пятиразовом питании. Кроме того, увеличены нормы овощей до 120 граммов на одноразовое питание в школах.
Важным новшеством является отказ от фруктовых и овощных соков по причине их высокого содержания свободных сахаров; вместо них предложены более натуральные напитки, такие как компоты и настои шиповника. Новый стандарт также включает особые требования к питанию в малокомплектных школах и чертеж Индекса несъедаемости, который отслеживает уровень удовлетворенности детей (отношение остатков пищи к обшему объему реализованных блюд).
Запрещенные к употреблению продукты и блюда включают разнообразные молочные изделия (простой кефир, фаршированные блинчики, кондитерские изделия с кремом), а также фаст-фуд (пицца, гамбургеры, наггетсы). Также в меню не допускаются жареные во фритюре блюда, сладкие газированные и энергетические напитки.
Контроль за соблюдением новых стандартов возложен на ответственных лиц в каждой образовательной организации, которые должны обеспечить координацию и контроль за питанием школьников. Министерство здравоохранения будет осуществлять санитарно-эпидемиологический контроль за выполнением новых требований.
Таким образом, новый стандарт питания в Казахстане отражает стремление к оздоровлению рациона школьников, снижая уровень потребления вредных ингредиентов и увеличивая долю полезных продуктов.