Опасные самокаты: почему растет число ДТП в Казахстане и как это остановить

В Казахстане наблюдается резкий рост числа дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов и электровелосипедов, что стало предметом обсуждения на высоком уровне, включая президента страны. Популярность данного вида транспорта привела к участившимся случаям нарушений правил дорожного движения, и ситуация требует неотложного внимания. Актуальные примером являются случаи, когда самокатчики становились виновниками серьезных аварий: в Алматы подростки врезались в детскую коляску, а в другом случае житель города остался инвалидом после ДТП с участием самокатчика.

В 2023 году был принят закон, который регулирует использование электросамокатов, признавая их транспортными средствами и устанавливая максимальную скорость до 25 км/ч. Установлены требования к водителям, включая наличие водительского удостоверения, шлема и соблюдение правил маневрирования по велосипедным дорожкам и проезжей части. Однако на практике соблюдение правил часто остается под вопросом, что подтверждает председатель Комитета административной полиции МВД РК Кайсар Султанбаев. Он отметил, что несмотря на обещания кикшеринговых компаний ограничить скорость самокатов на тротуарах, такие меры не действуют.

По данным полиции Алматы, с начала года зарегистрировано более 16 тысяч нарушений, связанных с электросамокатами, включая езду по проезжей части без шлема и проспекты на красный сигнал светофора. Проблема также актуальна для столицы, где несовершеннолетние пользователи самокатов нередко нарушают основные правила дорожного движения, что требует принятия профилактических мер. Рассматривается введение обязательной регистрации самокатов, но решение еще не принято.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев акцентировал внимание на необходимости принятия новых законодательных поправок для улучшения ситуации на дорогах. Эксперты указывают на недостаточную осведомленность самокатчиков о правилах и их нежелание их соблюдать как главные причины аварийности. Они подчеркивают, что важна личная ответственность самокатчиков и усиление разъяснительной работы по безопасному передвижению и использованию защитной экипировки. Без этого эффективность законодательных инициатив будет ограничена.