ИИ будет бороться с пробками в Астане

В Астане разрабатывается программа по улучшению транспортной ситуации, которая предусматривает применение искусственного интеллекта для борьбы с пробками. Основная цель данной инициативы — увеличить долю общественного транспорта и снизить количество личных автомобилей в городе. Это будет достигаться через улучшение состояния пешеходных пространств и создание безбарьерной среды для пешеходов.

По словам Олжаса Бектенова, программа состоит из трех приоритетных мер. Первая мера включает создание специализированной организации для управления транспортным комплексом — Центра организации дорожного движения (ЦОДД). Этот центр будет заниматься централизованным управлением транспортными потоками, регулированием парковок, повышением пропускной способности улиц и улучшением транспортной доступности.

Второй этап — развитие каркаса скоростного общественного транспорта. В рамках этой меры начата реконструкция семи улиц, где будут созданы скоростные коридоры в период с 2025 по 2026 год. Также планируется модернизация общественного транспорта, включая закупку 300 новых автобусов в 2025 году, что должно повысить скорость передвижения общественного транспорта в часы пик на 20%.

Третьей мерой станет разработка электронной транспортной модели, которая будет основана на использовании искусственного интеллекта. В настоящее время на улицы Астаны выезжает около 550–600 тысяч автомобилей ежедневно, при этом на магистралях, таких как проспект Мангилик Ел и проспекты Кабанбай Батыра и Туран, наблюдается наиболее интенсивное движение. Сбор данных в Есильском районе уже начался, и новая модель поможет более обоснованно принимать решения по транспортной политике на основе анализа больших данных.

Завершение разработки системы запланировано до конца текущего года, а финансирование осуществляется за счет грантов от Евразийского Банка Развития. Важно отметить, что на развитие улиц Астаны, Алматы и Шымкента потребуется 1,9 трлн тенге.